Обзор настольной игры Цивилизация

5

Когда речь заходит о «Цивилизации», все тут же представляют всемирно известную компьютерную игру. И лишь немногие знают, что существует и ее настольный аналог. В этом обзоре мне бы хотелось разобрать по полочкам настольную стратегию «Sid Meier’s Civilization: The Board Game», которая одновременно похожа и отличается от компьютерной версии.

Если вы играли в 5-ю или 6-ю игру на ПК, то вы быстро разберетесь во всех тонкостях игрового процесса. Но и новичкам «Цивилизация» вполне по плечу, единственная проблема – много правил, с которыми нужно постоянно сверяться. Итак, погнали!

Комплектация и коробка

В состав настольной игры «Цивилизация» входит:

  • Огромное игровое поле, где разворачиваются баталии и развиваются страны;
  • 6 листков наций – по одному на каждый народ;
  • 8 коричневых фургончика из пластика (поселенцев);
  • Карточки технологий и чудес света – 78 шт;
  • Карточки исследований;
  • Игровая валюта;
  • Города – 61 шт;
  • Различные постройки – 64 шт;
  • Карты плодородия, древо знаний, памятка и книга правил настольной игры «Civilization».

Существуют тематические наборы, состав которых немного изменен. Но кардинальных отличий в механике нет.

Цивилизация

Все элементы выполнены очень качественно – картон прочный, рисунки очень яркие.

Цель игры и путь к победе в «Цивилизации», настольной версии 2010 года

В игру введено шесть народов с различными особенностями и склонностью к победе тем или иным способом. Эти цивилизации – Россия, Египет, Германия, Китай, Рим и США. Но не нужно думать, что вы будете начинать игру с современного положения стран – вам будет дан небольшой городок, с которого и предстоит строить свою империю.

Основные нации в игре

Основные нации в игре

Цель проста – вам нужно прорваться к вершинам цивилизации, стать лидером нового мира. Как именно? Победа может быть разной:

  • 1 Технологической. В данном случае игроку нужно бросить все силы на развитие технологий, ведь она присуждается тому, кто выучит «Космический полет» 5 уровня.
  • 2 Военной. Чтобы побудить, вам потребуется захватить столицу противника.
  • 3 Культурной. Существует специальный трек культуры, и для победы игроку требуется пройти его полностью.
  • 4Экономической. Наберите 15 игровых монет, и вы выиграете!

В общем, ничего сложного. Но это лишь на первый взгляд. Определиться со стратегией победы нужно в самом начале игры, в противном случае вы рискуете потерять позицию на карте по всем фронтам.

Кстати, каждая из стран имеет свои особенности – например:

У России есть дополнительная армия на старте и бонус к производству. Также она может «заимствовать» чужие технологии при атаке городов соперника. Так что, наилучшая стратегия для этой страны – военная или технологическая.

Бонус США – великий человек, выбранный случайным образом.

У Египта есть чудо света – пирамида Хеопса.

У Германии есть сразу две дополнительные армии на старте. Военная стратегия для нее наиболее предпочтительна.

Рим тоже обладает «фишкой» – республиканской формой правления. Это означает, что города основывают не только скауты, но и армии.

Бонус Китая – чудо света «Великая стена». Она же является дополнительной защитой от военного вторжения.

Основные игровые элементы настольной «Цивилизации»

К ним относится несколько элементов. Первый из них – города.

Элемент игры – города

Они приносят основную прибыль стране, а именно – торговые, производственные, культурные очки и ресурсы. Первые нужны для торговли с другими странами и развития науки, могут конвертироваться в производство для его ускорения. Вторые отвечают за набор армии, строительство зданий и чудес света. Культура отвечает за получение карточек событий и великих людей.

Собираем элементы культуры из окрестности

Собираем элементы культуры из окрестности

Игроки начинают свое восхождение к славе с одним городом – столицей. Всего игрок может построить три города, последний строится при изучении специальной технологии. Кстати, захватить вражеское поселение не выйдет, допускается только разрушение. У каждого города есть окрестности – 8 клеток вокруг него, имеющих специальные символы. Последние обозначают то, что может принести игрок.

Трек культурных событий

Трек культурных событий

Как уже говорилось выше, клетки обеспечивают очки торговли, производства и культуры, либо позволяют добыть специальный мощный ресурс, для использования которого нужно развить конкретную технологию. Также города могут добавить монетку.

У каждого города есть один игровой ход. Игроку разрешается выполнить 1 из 3 действий:

  • Собрать очки культуры со всех соответствующих клеток;
  • Взять лишь один ресурс;
  • Построить какое-либо здание или чудо света, нанять армию или скаута. Каждый город может обладать только единственным чудом света в своих окрестностях. Кстати, с развитием эпохи они могут устаревать, принося лишь очки культуры.

Кстати, просто построить город в настолке «Цивилизация» недостаточно. Его нужно развивать и застраивать всевозможными сооружениями, дающими торговые, культурные бонусы, производственные и экономические очки. Минус лишь в том, что постройка здания «сжирает» ресурс, а также то, что строить их можно только в конкретной местности.

Производство в окрестностях

Производство в окрестностях

Кстати, что касается чудес света. Все они имеют разный бонус к культуре, а также специальные «фишки». Например, бесплатные технологии. Купить их можно за полную или удешевленную цену (при определенном научном развитии).

Элементы игры: Армии и скауты

Армии – военная сила. Они разрушают вражеские города, сражаются с враждебными аборигенами. Что же касается скаутов, то они не только добывают необходимые ресурсы, но и основывают новые поселения.

На карте есть специальные отметки, куда кладутся жетоны поселений аборигенов – мирных или враждебных. С первыми можно заключить торговые отношения, а со вторыми – сразиться за обладание ресурсами. Обычно, это – уран (крайне редкий и ценный ресурс, необходимый для создания атомной бомбы на 4 уровне развития технологий), великие люди или шпионы.

Постройки в «Цивилизации»

Постройки в «Цивилизации»

Армии бывают разные… – конница, лучники, копейщики. Вы можете нанимать их в городе, при этом сила юнита варьируется от 1 до 3. Три – наивысшая сила, она выпадает довольно редко, обычно она равна двум. Технологии позволяют улучшать армии определенного типа, превращая, например, лучников в артиллеристов и т.д.

Древо технологий и развитие науки в «Цивилизации»

Если вы не играли в компьютерную версию «Civilization», то именно с этой частью геймплея у вас могут возникнуть трудности. Технологий очень много и каждая наука следующего уровня опирается на две предыдущего. При этом система довольно запутанная, для перехода на следующий уровень нужно изучить определенное количество наук предыдущего, чтобы, наконец, получить возможность изучить вожделенный «космический полет» и выиграть партию.

Изучаются технологии за карты торговли. Также можно сохранить торговую карточку, отдав за апгрейд науки монетку. Технологический прогресс напрямую влияет на мощь и силу вашего государства.

Поэтому, приготовьтесь к тому, что вам придется постоянно сверяться с технологическим древом в виде пирамиды, листать список доступных наук. Все науки несут какую-то пользу. Например, они могут открывать новые постройки, позволяют формировать более продвинутую армию, менять форму правления.

Карты технологического развития

Карты технологического развития

Есть одна очень важная технология – Ирригация, которая нужна абсолютно всем игрокам, поскольку она позволяет создавать новые города. В противном случае у вас будет лишь одна столица.

Боевая система в настольной «Цивилизации»

Механика боев довольно необычная. Армии указаны на карте в виде цветных флажков и карточной колоды в руках игрока. Бой представляет собой «меряние силой» войск между собой.

Как уже упоминалось выше, армии формируют колоду карт. При этом число карточек также влияет на ход боя, как и сила, поскольку их число = количеству солдат в армии. Игроки выкладывают своих солдатиков на поле и начинается сражение по системе «камень-ножницы-бумага». Это значит, что против пехоты нужно отправлять конницу, лучников – копейщиков, а копейщики побьют конные войска.

Жетоны и пометки на игровой карте

Жетоны и пометки на игровой карте

Есть и бонусы, которые даются за какое-либо действие. Например, если армия защищает столицу, то она получает +12 к силе. Это очень внушительный показатель!

Как проводится партия в «Civilization»

Итак, после изучения базовых основ игры можно переходить непосредственно к самой партии. Сначала участники игры выбирают себе страну и помещают соответствующий ей лист перед собой, затем берут стартовый набор (6 армий, 2 скаутов, 2 города, столицу, маркер боев, карты технологий – 36 шт). Также они получают дополнительные армии или технологии, в зависимости от выбранной цивилизации.

Подготовка занимает довольно много времени. На специальном планшете торговли игроки выкладывают карты армий, технологий и здания. Рядом размещаются ресурсы.

Расположение элементов на планшете

Расположение элементов на планшете

Великие Люди перемешиваются и в закрытом положении кладутся рядом с планшетом, аналогично нужно провести манипуляции со зданиями… Не буду вдаваться во все подробности расположения карт, жетонов и т.п. – все хорошо расписано в руководстве. Оно немаленькое, к тому же расположение карты в зависимости от количества играющих меняется. Лучше сразу перейти к игровому процессу. Ходы идут по очереди. Сначала определяется первый игрок, далее – по часовой стрелке.

Выбираем место для города

На карте есть пометки, куда можно поставить столицу. Если вы только начинаете познавать «Цивилизацию», то можете воспользоваться этим советом. Но лучше выбрать место самостоятельно. Это собьет бывалых игроков с толку)

Фигурки поселенцев и разноцветные флажки для каждого игрока.

Фигурки поселенцев и разноцветные флажки для каждого игрока.

Как только вы установите столицу, поставьте рядом армию и скаута для ее защиты – их можно расположить на одном квадрате или разбить на несколько.

Сам ход разбит на несколько фаз:

  • 1Начало. Игрок может основать новый город, изменить форму государства, сделать какие-либо действия на карте культуры, развития;
  • 2Торговля. В эту фазу вы получите торговые очки и сможете поторговать с другими игроками.
  • 3Города. Игроки поочередно выполняют какое-либо действие с поселением, о которых уже рассказывалось ранее.
  • 4Перемещение по карте. В данную фазу игроки меняют положение своих фишек на поле – захватывают новые земли, нападают на соперников или варваров.
  • 5Технологии. Эта фаза – исследовательская. Очередность на этом ходу не важна.

Элементы случайности в настольной «Цивилизации»

Я уже говорила, что сила юнитам присуждается случайным образом, но это относится не только к армии. Аналогично обстоят дела и с характеристиками великих личностей, картами культуры.

события

Игровое поле также формируется в процессе игры из случайных полей. Получаемые ресурсы с аборигенов тоже выпадают по-разному. Например, можно получить ценный уран или шпиона, способного саботировать действия вашего соперника.

Советы по игре в настольную игру «Sid Meier’s Civilization»

Это довольно мудреная стратегия, и нельзя выработать общую для всех игроков. Но мы попробуем коснуться разных возможностей достижения победы.

  • За первые четыре игровых хода вам нужно построить второй город с минимум тремя точками торговли. Также постарайтесь заполучить побольше скаутов и исследовать окружающую территорию. Взаимодействовать с другими игрокам не стоит.
  • Следующие три хода (с 5 по 8) вам нужно выбрать две стратегии для победы, построить еще один город и постараться ослабить соперников в культурном или военном действии. Не стоит застраивать все и вся.
  • После девятого хода вам нужно четко определиться со стратегией победы, а также постараться рассчитать, как много ходов потребуется для выигрыша. А также оценить шансы соперников. Если у них их больше, то постарайтесь затормозить их развитие. Посылайте шпионов, армии.

Какую бы тропу к победе вы не выбрали, не забывайте об армии. Нужно следить за скоростью ее передвижения, наращивать военную силу. Не стоит атаковать враждебные поселения в самом начале игры, вы рискуете потерять всех юнитов. Кстати, лучше всего, если в войсках будет по 6-7 солдат. Изучайте технологии для апгрейда армии.

Цивилизация. Карты

Что касается технологий, то стоит изучать хотя бы одну за ход. Но просто изучать науку ради другой не нужно – важно обращать внимание на разные аспекты игры, в первую очередь – торговлю.

Теперь стоит сказать пару слов и о нациях.

  • Американцы – универсальная цивилизация, имеющая доступ ко всем важным ресурсам. Именно им стоит установить Колосс. Их главный недостаток – деньги. Великие люди у американцев сильно влияют на их развитие в начале игры. Если вам попался Художник или Промышленник, то стоит заняться апгрейдом культуры, Инженер дает возможность получить скаута на первом же ходу. Ученый позволяет заняться любым путем к победе, а Генерал будет полезен попозже, когда на вас нападут.
  • Китайцы имеют преимущества в культуре и войне. У них бонус к обороне, но и атаковать они могут весьма неплохо. А вот на культурном пути у них есть «Письменность», которая позволяет создать Университет и утереть всем нос. Недостаток – у Китая нет благовоний, которые нужны для развития культуры.
  • Египет получает бесплатное чудо света и знания. Если игрок сумеет построить Фарфоровую башню в начале игры, то победа практически у вас в кармане. Недостаток – чудеса съедают клетку, у страны мало равнин. Лучшие чудеса для них – Колосс, Висячие сады, Оракул и… Стоунхендж.
  • Немцы очень воинственная раса с большой военной мощью, но им доступна и экономическая победа. Главное – расположить столицу так, чтобы получать больше ресурсов в начале игры.
  • Рим также является культурной цивилизацией, как и Китай. Чтобы победить по культурному пути нужно построить больше трех Чудес Света. Т.к. у страны республиканская форма правления, то стоит побыстрее основать второй город.
  • У России нет доступных построек в начале игры, однако она имеет дополнительную армию и возможность кражи технологий. Совет – не стоит сразу изучать Орошение, лучше взять Навигацию, чтобы с воды подобраться к сопернику и украсть Орошение.

Это всего лишь базовые советы, вам стоит самостоятельно выработать стратегию поведения.

Впечатления от игры в настольную «Цивилизацию»: плюсы и минусы

В целом, эта настольная стратегия производит приятное впечатление – карточки и игровое поле сделаны очень качество, антураж компьютерной игрушки очень хорошо передан. Боевая система сбалансирована, нет ярко выраженных «качелей», а сама игра очень тщательно продумана. Есть возможность выработать собственную стратегию поведения на карте, к победе можно прийти абсолютно различным путем, и это круто.

Игра за американцев

Игра за американцев

Однако, в этой бочке меда не обошлось и без дегтя. Во-первых, партии длятся очень долго – порядка 3-4 часов, и это не каждый выдержит. Во-вторых, постоянно нужно лазать в руководство и сверяться с технологиями – карточек развития технологий очень много. В-третьих, бывают простои при застройке городов и развитии технологий. В-четвертых, слишком мало фигурок, их не всегда достаточно для полноценной игры. Приходится использовать подручные материалы (мы, например, брали печеньки-рыбки для обозначения армий).

Однако, даже при всех этих недостатках, настольная «Civilization» достойна занять место на полке каждого поклонника стратегий.

Вас может заинтересовать

Показать все

Комментарии: 0

Оставьте свой комментарий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10