Обзор и правила настольной игры Каркассон

10

Каркассон – бессмертная классика, с которой у многих началось знакомство с миром настольных игр! В мире (на момент написания этой статьи) было продано более 7 миллионов копий Каркассона. Это игре уже более 17 лет, и количество ее поклонников растет с каждым годом! Своему знакомству с таким хобби как настольные игры многие обязаны именно Каркассону. В него было сыгранно неисчислимое количество партий. И вот когда после сотой или тысячной партии базовая коробка уже начинает приедаться, покупаешь свежее дополнение, распечатываешь его и снова окунаешься в привычный, но играющий новыми красками мир настольной игры Каркассон. «Мипл» – именно это слово попало в термины настольного сообщества благодаря этой игре. В 2000 годах в одном из настольных клубов Бостона игрок, по имени Элисон Хэнсел, рассматривая компоненты игры, увидел деревянных человечков входящих в состав игры. Он назвал их Meeple от английских слов my и pepople что переводиться как «мои люди». Это слово было подхваченное и быстро распространилось среди игроков. Что ж, пора приступать к обзору этой потрясающей игры!

Каркассон

Каркассон. Базовая версия издательства Hobby World

Комплектация Классической игры

Сняв заводскую пленку и распаковав коробку классического Каркассона, мы найдем, под крышкой:

  • Простые и понятные правила;
  • Поле для подсчёта очков;
  • 40 фишек (тех самых «миплов»);
  • 72 квадратных участка поля (тайлы).

Все остальное пространство коробки занимает несметное количество воздуха. Радует то, что при покупке дополнений, их становиться очень удобно хранить, забивая ту самую пустоту базовой коробки.

Следует, конечно же, упомянуть и качество компонентов игры. Все миплы выполнены из дерева, их приятно держать в руках. Тайлы сделаны из плотного картона, с качественной печатью, которая не сотрется после большого количества партий.

Компоненты игры

Компоненты игры

Правила игры Каркассон

Хотя название игры и происходит от старинного города во Франции, сам игровой процесс мало связан с конкретным городом, здесь вам нужно будет создавать разветвленную карту и занимать на ней территории. Вы будете возводить города, отправлять разбойников на дороги, создавать монастыри, и присматривать за крестьянами на поле.

Правила крайне просты. Для начала сложите все участки поля рубашкой вверх, и выложите первый тайл (он отличается цветом рубашки), и раздайте каждому игроку по 8 миплов одного цвета. Игроки, начиная с первого, тянут один тайл из общей стопки в слепую и выкладывают на игровое поле. Выложенный тайл обязательно должен продолжать существующую карту. Каждая грань должна касаться другой с таким же типом местности: города должны примыкать друг другу, а дороги к дорогам и т.д. После того как тайл был выложен на поле, игрок может положить на один из его участков своего мипла, при этом не стоит забывать о некоторых ограничениях:

  • Использовать можно лишь свободные фишки (миплов с поля забирать нельзя).
  • Нельзя поставить мипла на участок тайла, если где, то на этом же участке уже есть мипл.

После этого все игроки должны проверить, не завершилось ли строительство, какого либо участка на поле, не закончилась ли дорога, или в городе могли поставить последнюю стену и к нему уже нельзя ничего добавить. Если это произошло, то игрок, стоящий на этом участке получает победные очки в зависимости от местности, на которой он стоял и забирает мипла с игрового поля в резерв. В зависимости от того какой элемент поля был закончен, будут меняться и победные очки, которые каждый из участников получает за этот ход. Если фишка игрока была в городе на момент его завершения, то он получает 2 очка за каждый тайл с городом, а так же за каждый символ щита внутри. Дорога даст по 1 победному очку за каждый участок ее длинны. Монастырь принесет целых 9 очков, но придётся окружить его со всех сторон полями.

Правильно выложенный монастырь

Правильно выложенный монастырь

Иногда случается так, что принадлежащие разным игрокам участки, объединяются в один большой. В таком случае игрок у которого миплов больше на данном элементе игрового поля, получает очки за него, в случае ничьей очки получит тот, кто завершил данный участок.

Игра закончится в тот момент, когда игроки израсходуют все тайлы, выложив их на игровое поле. Когда игра будет закончена, игрокам начисляются очки за миплов расположенных на полях игровой карты. Игрок получает 3 очка за каждый город, который примыкает к занятому им полю. После подсчета тот, кто набрал больше, и становится победителем.

Игра в Каркассон похожа на стратегическое выстраивание пазла, она наполнена как хитрыми победными ходами, так и драмами разочарования, когда ты не можешь найти нужный кусочек поля чтобы победить.

Как победить?

Поначалу Каркассон может показаться игрой с безумным количеством случайностей, которая подойдет только лишь семейным игрокам, для вечерних посиделок. Но когда начинаете всерьёз воспринимать происходящее на поле, он преображается, становясь тактическим безумием. Насколько бы небыли просто правила Каркассона под ними скрывается целое море возможностей для планирования игры: играть ли осторожно, выложить ли мипла сразу в поле, или дождаться пока ситуация прояснится, стоит ли получить свои очки и помочь при этом противнику.

Главным ресурсом и тем, что помогает вам победить в этой игре  это миплы, Нужно всегда понимать, как их использовать максимально эффективно, стараясь заглядывать вперед на несколько ходов. Ведь если потратить миплов вначале, то к середине игры, (когда можно получить действительно много очков) вы можете остаться без этих деревянных человечков. Не зря по Каркассону проводиться множество турниров по всему миру. Ведь математика и хорошая память значат в нем не меньше чем удача. Сыграв достаточно много партий, можно запомнить какие тайлы уже вошли в игру, а какие остались в общей стопке. Исходя из этой информации, можно посчитать с каким шансом придёт тот или иной тайл, а, следовательно, и выстроить стратегию на будущую игру. Если вы точно знаете, сколько городов в комплектации игры, вы можете посчитать, сколько из них уже были выложены, а сколько еще осталось в общей стопке, и принять решение о том стоит ли занимать город в надежде его достроить, или все подобные участки поля уже вышли в игру.

Итак, что же нам нужно для победы:

  • Помнить, что миплы не бесконечны. У каждого игрока всего 7 миплов и распределять их нужно с умом. Не отправляйте всех в поля, чтобы не остаться с пустой рукой. Всегда держите одного своего мипла в запасе, на случай получения быстрых очков. К концу игры, когда тайлов станет гораздо меньше, количество ваших занятых полей должно только увеличиваться;
  • Изучите игровое поле. Если знать какого вида тайлы уже вошли в игру, то можно набрать намного больше очков, чем оппоненты. Не надейтесь на один единственный квадрат, который позволит победить. В Каркассоне нужно действовать гибко;
  • Избегайте конкуренции. Старайтесь совершать действия которые минимально конфликтуют с действиями других участников. Если все ушли в строительство дорог, начинайте занимать самый большие города и т. д.;
  • Разделяй и властвуй. Если вовремя не закрыть игровое поле соперники могут получить огромное количество очков, отрезайте слишком большие участки с полями дорогой, чтобы не давать противникам шансов на победу;
  • Занимайте города чаще. Города приносят большое количество очков, если ситуация на поле позволяет, старайтесь захватить город побольше.

Конечно же, никто не заставляет вас сидеть с калькулятором и учебником по алгебре, каждую партию производя гигантские расчеты. В Каркассон всегда можно сыграть не забивая себе голову, просто перекидываясь тайлами и весло проводить время с семьей и детьми. Но это и не какой-то развеселый пати гейм, который придётся по душе всем – это тактическая игра, где нужно будет подумать.

Дополнения и издания

 Каркассон получил десятки наград и был выпущен в огромном количестве стран. В России локализацией и изданием игры Каркассон занимается Hobby world, так же и дополнения для этой игры были выпущены этим издателем.

HOBBY WORLD Каркассон охотники и собиратели

Появились новые фишки хижин

Появились новые фишки хижин

Дополнение, которое по сути своей и не является дополнением. Охотники и собиратели это отдельная игра, которая основана на механике оригинального Каркассона. Мы все так же вытягиваем тайлы и решаем разместить или нет на них своих миплов. Но действия происходит уже не в средневековой Франции, а во времена, когда деревья были большими, а тигры саблезубыми.

Игра немного увеличилась в продолжительности за счет увеличения количество тайлов в коробке, теперь их 96. Дороги заменили реками, на концах которых есть озера с рыбой, а города стали лесами, куда наши миплы отправляются собирать грибы и ягоды. Так же добавились новые фишки: каждому игроку положено два домика, которые можно выставить на озера и получить с них очки за всю рыбу. На равнинах появились дикие звери, которые так же приносят победные очки. Но все было бы слишком просто, если бы не тигры, они тоже охотятся и каждый тир съедает одно животное на поле. Также были добавлены бонусные тайлы, которые вы получаете, если завершите лес с самородком внутри, они выкладываться по общим правилам.

Для этой версии было выпущено мини дополнение “Разведчик”, добавляющие 5 тайлов которые раздаются игрокам вначале игры, и изображают тип местности на поле, который вы можете выложить вместо взятия тайла, и обязаны поставить на него своего мипла.

Если сравнивать Охотников и собирателей с оригинальной версией Каркассона, то первые смотрятся более живыми и динамичными, в основном за счет добавления животных и хижины. К сожалению, развитие этого направление игры продолжено не было и оригинальный Каркассон с дополнениями становится наголову выше и интереснее охотников и собирателей.

HOBBY WORLD Каркассон королевский подарок

С дополнениями коробка стала намного более увесистой

С дополнениями коробка стала намного более увесистой

В версии игры королевский подарок помимо базовой версии так же находиться 4 дополнения:

  • “Таверны и соборы”;
  • “Купцы и строители”;
  • “Аббат и мэр”;
  • “Король”.

Их можно включать или не включать в ваши игры, мешая с основной игрой на ваше усмотрение.

Таверны и соборы увеличивают количество игроков до шести, добавляя новый набор миплов в игру, а так же 18 новых земель. В ваше распоряжение поступает огромный мипл, который стоит как 2 обычных. На дороге можно построить таверну, чтобы ваш разбойник удвоил победные очки за нее. Соборы в свою очередь утроят бонус за каждый построенный вами город.

Купцы и строители добавляют в игру 24 тайла, появляются мосты, фермы и винодельни. Все они приносят дополнительные бонусы по окончании игры. Помимо миплов вам в подчинение выдадут еще и фишки поросят.

Аббат и мэр привносит 3 дополнительных фишки каждому игроку: сарай, фургон и мер. Сарай позволяет получить очки за поле, не дожидаясь конца игры, а фургон можно перевезти на другой объект, когда первый будет полностью построен. Появятся тайлы аббатства и еще 18 новых участков игрового поля.

Король. Теперь каждый, кто построит самый большой город, будет объявлен королем, и получить дополнительные очки в конце игры. Тот, кто будет хозяином самой большой дороги, станет Разбойничьим Бароном и так же получит дополнительные очки.

Дети Каркассона настольная игра

Красочное оформление призвано привлечь детское внимание

Красочное оформление призвано привлечь детское внимание

Детская версия игры с именными правилами. Пока во всей Франции происходят глобальные события, детвора все так же весело играет в саду, на тенистых улочках, пытаясь подольше прятаться от вездесущих родителей, зовущих ужинать.

Тайлы больше чем в обычном Каркассоне, так же как и фишки миплов. Каждый участок игрового поля сделан так, чтобы его можно было стыковать с другими участками на поле любыми комбинациями. Правила отличаются от стандартных. Каждый игрок в свой ход так же берет тайл и выкладывает на поле, на вновь выложенном участке поля всегда нарисован ребенок в плаще одного из 4-х цветов. Как только дорога будет завершена, игрок, чей цвет совпадает с цветом ребенка на тропинке, может поставить туда свою фишку. Первый кто сможет это сделать – победит.

Оформление данной игры точно привлечет внимание детей: большие красочные иллюстрации с множеством мелких деталей, яркие фигурки. Каркассон дети идеально подойдёт для игры в дружной детской компании и научит их пространственному мышлению.

Амазонка

Каркассон. Амазонка внешне сильно отличается от оригинала

Каркассон. Амазонка внешне сильно отличается от оригинала

Это отдельная игра с механикой Каркассона. Под крышкой помимо уже привычных компонентов вы найдете специальное поле с амазонкой, а так же фишки лодок и большие речные тайлы. Тайлы нельзя размещать дальше, чем продвинулась основная река. Когда вы выкладываете новый участок поля (если вы ничего не размещали на нем или на нем есть изображения лодки) вы можете переместить свою лодку дальше по реке. Когда на реку выкладываются специальные речные тайлы, игроки, чьи лодки окажутся впереди получат дополнительные победные очки.

В остальном игра Каркассон. Амазонка, полностью повторяет свой оригинал.

Крепость

Замок будет медленно заполняться кварталами внутри

Замок будет медленно заполняться кварталами внутри

Это дуэльная версия игры, где строительство игрового поля происходит не вширь, а вглубь постепенно заполняя замок, от стен к центру крепости. Перед игрой на стол выкладывается большой шаблон стен крепости, от которого начинается строительство. Во время игры внутри крепости будет построен большой средневековой город, где каждый игрок будет размещать своих соратников, получая за них победные очки. Так же на победу в этой игре влияет самый крупный построенный дом, и чем он больше, тем больше победных очков получит игрок.

Альпийские Луга

Миплы в Альпийских лугах выглядят немного иначе

Миплы в Альпийских лугах выглядят немного иначе

В игре Альпийские луга, помимо стандартного набора игровой коробки Каркассон добавлены дополнительные фишки плодовоовощных культур и фишки хлевов. Города в этой версии были заменены полями. В остальном базовые правила остались неизменными, мы так же собираем мозаику из тайлов, создавая большое игровое поле.  В этой версии игры, миплы научились передвигаться по полю и теперь могут отправляться в путешествие по дорогам, получая очки за каждый пройдённый участок дороги. А завершив поле помимо возвращение в руку мипла, вы так же получите и весь урожай, выросший на этом поле. Если игроку повезет собрать все 5 разных видов урожая к концу игры, то он получит дополнительные победные очки. На поле, миплов выкладывать будет нельзя, для этого здесь предусмотрены специальные фишки хлевов, которые можно разместить лишь в том случае, если в соседних от него квадратах нет других хлевов.

Подводя итоги

В заключении хотелось бы сказать о том, что Каркассон это прекрасный пример настольной игры с простыми, но в то же время очень глубокими правилами, который прекрасно впишется как в семейный вечер, так и в соревновательный турнир, со скрупулёзным подсчетом очков. Игровой процесс неспешен и приятен, никто резко не «перетягивает одеяло» на себя, все происходящие напоминает совместный мирный сбор пазла. Всем обязательно стоит попробовать хотя бы раз сыграть в Каркассон!

Плюсы

  • большое количество дополнений за счет чего достигается высокая реиграбельность
  • простые правила
  • неторопливый геймплей

Минусы

  • большинство ваших друзей уже играли в неё и успели наиграться
  • без дополнений игра может быстро наскучить

Вас может заинтересовать

Показать все

Комментарии: 0

Оставьте свой комментарий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10